Федеральная антимонопольная служба считает нужным отменить запрет на гарантийное обслуживание автомобилей у неофициальных дилеров, а также на поставки оригинальных запчастей независимым автосервисам.

 

Число жалоб на участников автомобильного рынка в последнее время достигло «критических значений», заявил вчера на Форуме Адама Смита заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Михаил Федоренко. Граждане жалуются на завышение стоимости гарантийного техобслуживания и оригинальных запчастей, на отсутствие возможности пройти техобслуживание во время гарантийного срока у неофициальных дилеров; неофициальные дилеры – на отказ дистрибуторов поставлять им оригинальные запчасти, говорит чиновник.

Сами дилеры озабочены отсутствием четких критериев работы с дистрибутором, есть и жалобы на необоснованное лишение дилерства, и на краткосрочность дилерских договоров, рассказывает Федоренко. ФАС занимается всеми проблемами, продолжает он, но продажи новых автомобилей под действие антимонопольного законодательства не подпадают: дистрибуторы и дилеры не занимают на рынке доминирующего положения.

А вот техобслуживание и оптовая продажа запчастей – рынки, расследования на которых могут перерасти в дела о нарушении антимонопольного законодательства, заявил Федоренко: дистрибуторы на этих рынках занимают доминирующее положение по отношению и к дилерам, и к потребителям, ведь запчасти от Volvo к Renault не подходят, а значит, владелец автомобиля ограничен в выборе.

А многие официальные дилеры занимают доминирующее положение на рынке гарантийного обслуживания автомобилей конкретной марки – в некоторых регионах доля таких дилеров близка к 100%, выяснила ФАС.

Получается, пока потребитель выбирает автомобиль, проблем с конкуренцией нет, но, как только он сделал выбор, рынок для него схлопывается – в период действия гарантии почти все идут к официальному дилеру.

Примеры защиты конкуренции в этих сферах в мире есть: с 1 июля 2010 г. в ЕС запрещено ограничивать продажу запчастей независимым автосервисам, а также использовать неоригинальные запчасти в ремонте автомобилей, рассказал Федоренко.

ФАС предлагает расширить круг предприятий, участвующих в гарантийном обслуживании автомобилей: разделить рынок продажи машин и рынок услуг, позволив компаниям получать отдельно дилерство по продаже и по обслуживанию автомобилей; ввести процедуру аккредитации сервисных центров; разработать и ввести техрегламенты на обслуживание автомобилей – это позволит контролировать качество обслуживания, объясняет Федоренко. Служба также предлагает ввести запрет на ограничение продаж оригинальных запчастей неофициальным сервисам, сказал он.

Опрос «Ведомостей» подтвердил: все крупнейшие производители требуют в течение гарантийного срока обслуживать автомобиль у официального дилера и использовать только оригинальные запчасти и комплектующие. А купить оригинальные запчасти оптом могут только официальные дилеры.

«А кто будет контролировать качество работы независимых сервисов, если идеи ФАС будут реализованы?» – спрашивает представитель «Тойота мотор» Татьяна Русакова. Контролю официальных сервисов и обучению персонала дистрибутор уделяет много времени, уверяет она.

Страховщиков инициатива ФАС заинтересовала. Полисы могли бы стать дешевле при условии ремонта автомобиля в сервисах с более низкими тарифами, объясняет заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов, сейчас же клиенты заключают договоры с условием восстановления автомобиля в официальных сервисах именно из-за опасения потерять гарантию на автомобиль. Большинство владельцев гарантийных автомобилей для проведения определенных работ, например замены масла, колодок, тормозных дисков, перешли бы к неофициальным сервисам, если бы не боязнь потерять гарантию, считает руководитель проекта независимых техцентров «Белый сервис» Дмитрий Роткин: эти услуги в качественных независимых сервисах вдвое дешевле, чем у официалов.

Официальные дилеры не заинтересованы в потере гарантийных автомобилей, подтверждает руководитель ресурса auto-dealer.ru Олег Дацкив: сервис сейчас приносит более 50% дохода, загрузку обеспечивают именно гарантийные автомобили.

По оценке ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД), оборот российских дилеров в 2011 г. может составить $76,5 млрд. Рентабельность их бизнеса сейчас колеблется от 3%до 7%, знает Дацкив. Резкое изменение правил игры может разрушить рынок и навредить клиентам, предупреждает вице-президент ассоциации РОАД Дмитрий Гулин: вряд ли автовладельцы будут радоваться экономии на ремонте, если он окажется некачественным, – нужно искать компромисс.

ФАС заинтересована в сбалансированном решении, поэтому намерена в течение месяца создать экспертный совет, который обсудит, что и как можно сделать для решения проблем отрасли, подчеркнул Федоренко, к участию в совете приглашаются все заинтересованные участники рынка.

Источник: Ведомости, №193, 13.10.11

Автор: Виноградова Е.