С этого года начинается страхование сельскохозяйственных животных с господдержкой. Животноводы будут получать субсидии начиная с марта. Все виды животных сформированы по девяти группам, они будут страховаться по пяти рискам, в том числе по риску возникновения заразных болезней.

 

«Этот вид страхования совершенно новый для рынка, Национальный союз агростраховщиков столкнулся с проблемой нехватки статистики для определения уровней рисков и расчета тарифов», – пояснил президент НСА Корней Биждов. Кроме того, по его словам, «агростраховщиков смущает слишком широкий перечень заразных болезней, от которых могут пострадать животные, насчитывающий более 100 наименований».

НСА разработал и согласовал правила страхования сельхозживотных, которые были одобрены ФСФР России и предложены Минсельхозу в качестве типовых. Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Иннокентий Егоров обратил внимание на ситуацию, которая создалась в отрасли после вступления России в ВТО. По его мнению, чтобы господдержка страхования была эффективной, на рынке должны работать только профессиональные страховые компании. Необходимо решить вопрос с единым объединением агростраховщиков, которое смогло бы взять на себя функции взаимоотношений с Росгидрометом, Росстатом, региональными органами управления АПК, заниматься подготовкой изменений в нормативные акты. Чтобы вывести рынок на уровень охвата 60–70% посевных площадей, государству на поддержку необходимо выделять не 6 млрд руб., как в 2013 году (5 на растениеводство и 1 на животноводство), а 18–20 млрд руб.

Заместитель руководителя ФСФР России Игорь Жук также заявил о поддержке идеи единственного объединения агростраховщиков. По оценке чиновника, рынок сельхозстрахования с господдержкой в 2012 году себя оправдал, система реализована, сформировался компенсационный механизм, созданы правила игры и принципы их корректировки. Однако есть и негативные факты – недоплата средств господдержки в ряде регионов. Есть потребность в единых правилах страхования (которые сейчас разработаны только для страхования животных), чтобы фермер не решал проблему выбора из различающихся правил, разница между которыми может выявиться только при выплате. Страхование в нынешнем варианте рассчитано только на катастрофы и серьезные климатические отклонения, а значит, должно развиваться и дополнительное добровольное страхование.

По мнению первого заместителя гендиректора «Росгосстраха» Дмитрия Маркарова, первый год показал, что объемы в сельхозстраховании могут быть значительны и сопоставимы с обязательными сегментами страхового рынка. Наличие двух объединений страховщиков на агрорынке является следствием сложившегося непродуманного подхода, когда для рынка каждого нового вида страхования формируется отдельная модель функционирования профобъединений. Конечно, есть возможность, что второе профобъединение постепенно отомрет само, но к тому моменту в ту сторону может утечь слишком много государственных денег.

Среди прочих проблем отмечены отсутствие вмененности сельхозстрахования, которое демотивирует страхователей, а также необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, централизации и унификации документов.

Заместитель гендиректора по корпоративному бизнесу «Ингосстраха» Алексей Галахов отметил, что его компания никогда не поддерживала законопроект в его действующей редакции и предлагала ряд радикальных изменений. Бесплатные государственные деньги – это всегда коррупциогенный фактор, делающий рынок нетранспарентным и требующим дополнительного контроля, дестимулирующий клиентов и формирующий иждивенческие настроения.

Источник: Российская бизнес-газета, №5, 12.02.13

Автор: Евпланов А.