Пассажиров защитят за их деньги
Минфин подготовил проект постановления правительства об утверждении предельных значений тарифов для страховщиков ответственности перевозчиков. Это очень важный документ, без которого закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика, который вступает в силу с 1 января 2013 года, не сможет действовать.
По закону выплата за причинение вреда жизни пассажира составляет 2,025 млн рублей, здоровью пассажира – 2 млн рублей, имуществу пассажира – 23 тыс. рублей. Если перевозчик застрахован в рамках международных соглашений, и лимиты по договору превышают обязательную страховку, то он может не заключать договор обязательного страхования.
Для оценки количества застрахованных пассажиров минфин взял среднегодовые показатели количества перевезенных пассажиров по отдельной группе перевозок за 2005–2011 годы. Исходя из этих данных минфин разработал два уровня тарифов – без учета возможного изменения объема ответственности страховщика (то есть на стандартных определенных законом условиях) и с учетом (при наличии в договоре оснований освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и франшизы).
Самым дорогим при заключении договора на стандартных условиях оказался морской транспорт. Для него установлены самые высокие тарифы (процент от страховой суммы за причинение вреда жизни) – 0,012. При этом премия на одного пассажира определена в размере 22,48–45,25 рубля. За ним следует воздушный транспорт – 0,0008 (страховая премия – 9,87–19,87 рубля), междугородние и международные автобусные перевозки – 0,00005 (премия 9,14–18,40 рубля). Премия на пассажира по внутреннему водному транспорту определена на уровне 8,66–17,42 рубля (тариф 0,0008); по пригородным автобусным перевозкам – 1,34–2,70 рубля (тариф 0,000007); в рамках перевозок поездами дальнего следования премия – 1,05–2,11 рубля (тариф 0,000003).
В остальных случаях премии определены из расчета менее одного рубля, и тарифы, соответственно, ниже. Среди них – перевозки городским автобусом – 0,43–0,87 рубля, троллейбусом – 0,33–0,67 рубля, трамваем – 0,15–0,31 рубля, пригородными поездами и внеуличным транспортом – 0,07–0,15 рубля.
Действие закона не распространяется на легковое такси. Особый статус приобрел метрополитен. Он не обязан страховать свою ответственность в рамках этого закона, но в случае нанесения вреда пассажиру метрополитен обязан выплатить ему компенсацию в тех же размерах, что и при страховании ответственности других перевозчиков.
По прогнозам минфина, работать на рынке обязательного страхования перевозчиков будет примерно 60 страховых компаний.
Страховщики пока не готовы высказать свое мнение относительно тарифов. На запрос «РБГ» в Национальном союзе страховщиков ответственности (НССО) ответили, что пока сложно дать оценку тарифам, в ближайшее время Комитет НССО проанализирует проект тарифов и направит в минфин свои предложения. По предварительной оценке НССО, объем рынка обязательного страхования перевозчиков может составить от 12 до 17 млрд рублей.
Сейчас в союзе 68 членов. Примерно половина компаний – членов НССО уже выразила намерение заниматься страхованием ответственности перевозчиков, и наверняка число таких компаний еще увеличится.
Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк полагает, что, скорее всего, частные компании переложат издержки на пассажиров, просто включив страховку в стоимость билета. Что касается государственных компаний, которые обеспечивают практически весь городской и железнодорожный транспорт, то там тарифы жестко регламентируются и согласовываются с правительством региона, поэтому повысить тарифы будет труднее. По его мнению, установленные размеры страховых выплат вполне адекватны для обязательного страхования. «На Западе компании сами страхуют гражданскую ответственность, опасаясь высоких компенсаций за причинение вреда жизни/здоровью. Для нашей страны объем страховых выплат соизмерим со средним размером компенсации, на которую претендуют потерпевшие. Игроки же страхового рынка вряд ли воспримут новшество с энтузиазмом – обязательность страхования ведет за собой жесткий контроль за тарифной политикой компаний, что будет в некоторой степени сковывать игроков на этом рынке», – говорит Шенк.
Директор по управлению активами ИК «Трейд-Портал» Николай Солабуто считает, что повышение тарифов в первую очередь ощутят авиапассажиры и пассажиры водного транспорта. В последнюю очередь – пассажиры городского транспорта. Рост там будет, но он окажется несущественным. Установленные размеры страховых выплат ниже международных. По словам аналитика «Финам» Анатолия Вакуленко, повышение стоимости транспортных услуг произойдет не сразу после принятия новых правил игры на рынке, а будет осуществлено в рамках плановой индексации тарифов на перевозку.
Источник: Российская бизнес-газета, №33, 04.09.12
Автор: Евпланов А.
< Предыдущая | Следующая > |
---|