Трагедия в Крымске унесла человеческие жизни и миллиарды из бюджета. Площадь территорий, охваченных пожарами нынешним летом, уже превысила прошлогодние показатели на 20%. Положение в одиннадцати регионах Российской Федерации оценивается как чрезвычайное. Ликвидация последствий еще впереди, и опять придется возмещать ущерб погорельцам. А пока государство озаботилось тем, как сократить эти расходы, переложив их весомую часть на плечи населения.

 

В конце июля на совещании с руководителями регионов по поводу ситуации в субъектах РФ, подвергшихся воздействию аномально высоких температур, премьер-министр Дмитрий Медведев напомнил, что давал поручение по вопросу об обязательном страховании от стихийных бедствий: «Меня не устраивает ответ, что это сегодня не соответствует неким общим подходам по осуществлению страхования. Издержки, которые мы несем, я уже не говорю о человеческих жизнях и здоровье – это бесценно, но даже материальные издержки, которые мы несем ввиду отсутствия страхования, – колоссальные. Во всем мире именно так делается, а не подписывают указы и постановления по выделению денежных средств».

Проблему обязательного страхования населения от стихийных бедствий Дмитрий Медведев (тогда еще президент страны) поднял сразу после засухи и летних пожаров 2010 года. Тогда выяснилось, что жилье было застраховано только у 15% погорельцев. На строительство новых домов и компенсации пострадавшим было потрачено 2,67 млрд бюджетных рублей.

Страховщики президента поддержали, ссылаясь на зарубежный опыт. Некоторые компании предлагали разработать специализированные программы страхования недвижимости с учетом интересов малообеспеченных слоев населения. В первую очередь для сельской местности, больше подверженной природным катаклизмам. Тогда же Минэкономразвития пообещало буквально за несколько месяцев эту тему проработать, взвесив все «за» и «против». Однако через несколько месяцев актуальность этой проблемы отошла на задний план.

Вспомнили об обязательном страховании лишь после трагедии в Крымске, подсчитывая миллиарды, которые придется выплатить из госказны. Тогда-то и пошли слухи о том, что Госдума разрабатывает законопроект о введении обязательного страхования недвижимости для населения. Однако глава думского Комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина эту информацию опровергла.

По экспертным оценкам, собственниками в России на добровольных началах застраховано не более 20% квартир. Сознательность проявляют, как правило, граждане состоятельные, которым есть что терять и есть чем заплатить за полис. Большинству же населения страховой защите своих имущественных интересов предстоит еще учиться и учиться.

Граждане не спешат приобретать полисы по разным причинам. Так, многие считают нецелесообразным платить по нескольку тысяч рублей в год за защиту развалюхи-квартирки или частного домика. К тому же те, кто уже сталкивался с выплатами по страховке, знают, какая эта бюрократическая морока. Но главное, у населения есть какая-никакая уверенность в том, что в случае стихийного бедствия государство их в беде не оставит. И еще неизвестно, кто окажется в лучшем положении – застрахованные по всем правилам или те, кому вполне приличную сумму указом или особым постановлением выдадут из госказны.

Но уж если Госдума примет закон без всяких проволочек, то куда же мы денемся? Будем страховаться и от пожаров, и от наводнений, и от техногенных катаклизмов. Платя при этом за нерасторопность и непрофессионализм тех, кто должен отвечать за профилактику и предотвращение чрезвычайных ситуаций.

Источник: Санкт-Петербургские ведомости, №147, 08.08.12

Автор: Беленкова Э.