Полис без упрека
Гознак готов к печати новых бланков ОСАГО повышенной степени защиты. К 1 июня предприятию предстоит выпустить квартальный запас, а это ни много ни мало 15 млн штук.
Напомним, что президиум Российского союза автостраховщиков и Центробанк утвердили новый макет бланка полиса ОСАГО. К 1 июня новые бланки должны быть у всех страховщиков. Ведь продавать полисы на старых бланках будет уже нельзя.
Новый бланк теперь имеет новую степень защиты «В». Фон бланка стал сложным. На нем изображены графические фигуры. Изменен шрифт, поменялись размер и расположение водяных знаков. На просвет по центру видно изображение автомобиля. А вертикально по бокам можно увидеть логотип РСА.
Изменился даже цвет бланка. Из сине-зеленого он стал желто-розовым. И это тоже неспроста. Введена цветовая растяжка между желтым, розовым и сиреневым цветами. Подделать ее будет трудно.
В полис будет встроена металлизированная нить с надписью «ОСАГО». Но если посмотреть на просвет, то на той же нити появится надпись «полис». По данным Гознака, мошенникам, чтобы изготовить такую подделку, потребуется не менее 2 лет только для повторения этой нити. Технологии очень сложны. Сейчас только 12 предприятий во всем мире могут выпустить бланк такой степени защиты.
Ведь менять бланк полиса потребовалось именно из-за того, что рынок наводнили подделки. По оценкам экспертов, сейчас на руках 4 млн поддельных полисов ОСАГО, причем это подделки очень высокого класса. Их печатают не на цветном принтере в каком-нибудь подвале, а изготавливают на профессиональном оборудовании на предприятиях, которые занимаются выпуском ценных бумаг, но в сопредельных государствах. Например, партию поддельных полисов российского ОСАГО задерживали на российско-китайской границе. Много подделок идет из Белоруссии и Украины.
Чтобы избавиться от них, страховщики и приняли решение заменить бланк полиса на новый, с более высокой степенью защиты.
Надо сразу успокоить автомобилистов: единовременного обмена старых полисов на новые не будет. Точнее, он коснется только страховых компаний, которые с 1 июня, если у них останется запас старых бланков, не смогут его больше реализовать.
Если автовладелец застраховал свою ответственность до этой даты, то есть получил полис старого образца, ему не придется потом бежать к страховщику, чтобы его поменять. Этот полис будет действовать ровно до того момента, который в нем указан. То есть ровно год.
Правда, если водитель все-таки захочет обменять старый полис на новый, он также может это сделать, придя в страховую компанию после 1 июня. Причем абсолютно бесплатно. Все расходы по замене старых полисов на новые страховщики берут на себя.
Единственная особенность – ГАИ будет внимательнее проверять на дорогах старые полисы на предмет их подделки.
Кстати, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, автовладельцам, которые покупали полис не в офисе страховщика, стоит проверить свой полис самостоятельно до наступления часа «Х». Это можно сделать на сайте РСА www.autoins.ru.
Кстати, новый полис будет снабжен QR-кодом. С виду это непонятный узор, состоящий из странным образом расположенных квадратиков. Однако его можно просканировать с любого смартфона, оснащенного функцией распознавания этого кода и доступом в Интернет. И тогда перед обладателем смартфона предстанет вся информация, касающаяся данного полиса. Например, еще до того, как полис будет заполнен и продан автовладельцу, по этому коду можно будет определить, что полис точно выпущен на Гознаке и отгружен определенному страховщику.
После того как полис будет оформлен, информация поступит в базу данных АИС РСА, то по этому QR-коду можно будет узнать, кем, кому и на какую машину полис оформлен, кто допущен к управлению. В общем, всю информацию, которую можно получить от страховщика. Таким образом, этот код станет дополнительной защитой от подделки. Кроме того, он позволит сотрудникам ГИБДД проще и быстрее проверять достоверность этого документа.
По требованию Центробанка в самом полисе должны быть указаны коэффициент бонус-малус (скидка за безаварийную езду), а также расчет стоимости. То есть тариф, умноженный на все коэффициенты, которые положены. А именно территориальный коэффициент, коэффициент по возрасту и стажу водителя, а также бонус-малус. Таким образом автомобилист получит полную картину, из чего складывается стоимость его страховки. А если он с чем-то не согласен, то у него на руках будет документ, который можно оспорить.
Натурой – без износа
Страховщики собираются освободить обязательную «автогражданку» от учета износа автомобиля. Но только в том случае, если сами направят машину на ремонт.
Это предусмотрено новым проектом поправок в закон об ОСАГО, который сейчас разрабатывается Центробанком совместно с Российским союзом автостраховщиков.
Напомним, что сейчас автовладелец вправе выбирать, каким образом страховщик должен компенсировать ему ущерб: деньгами или направлением на ремонт. Новый проект делает приоритетом именно направление на ремонт. Получить компенсацию деньгами автовладелец сможет лишь в крайнем случае.
Надо сказать, что сегодня направление на ремонт – не самый удобный способ компенсации. Дело в том, что пострадавший в аварии водитель желает получить восстановленный автомобиль без лишних трат. А на деле ему приходится доплачивать ту разницу, которую страховщик насчитал в виде износа.
Сложности возникают и в случае, если ремонт обойдется дороже покрытия ОСАГО. Например, в 900 тысяч рублей. Тогда как покрытие составляет 400 тысяч. Что делать в этой ситуации? А если у человека просто нет лишних 500 тысяч на доплату?
Чтобы решить все эти вопросы, а заодно сделать направление на ремонт не только приоритетным, но еще и привлекательным, страховщики решили отказаться от учета износа при возмещении ущерба в натуральном виде. То есть направлением на сервис.
Нынешняя практика показывает, что автовладельца не всегда устраивает тот сервис, в который его направляет страховщик. Например, в случаях с автомобилями, у которых не истек гарантийный срок.
Поправки в закон предусматривают и такую ситуацию. Машины, возраст которых не превышает двух лет, будут в обязательном порядке направлять только в дилерские сервисы соответствующей марки.
При этом учтена даже дальность расположения сервисов. Для населенных пунктов с населением более 500 тысяч сервис должен находиться максимум в пределах 10 км от города. Менее 500 тысяч – не дальше 200 км.
Надо сказать, что эти предложения полностью не избавляют ОСАГО от учета износа. Он будет учитываться при денежных выплатах. А такие выплаты также останутся. Например, в том случае, если страховщик попросту не может обеспечить ремонт. Нет у него сервисной станции. Или если есть, но находится за столько километров от пострадавшего, что и смысла гнать туда автомобиль нет. Денежная выплата сохранится и для случаев, когда стоимость ремонта превышает максимально возможную выплату по договору ОСАГО.
Конечно же, отказ от износа при направлении на ремонт повлечет увеличение страховых выплат. Но страховщики считают, что это увеличение будет незначительным, ведь сервисы предоставляют им скидки. К тому же это избавит страховщиков от так называемых автоюристов. То есть тех, кто наживается на том, что скупает у пострадавших за бесценок их требования к страховым компаниям.
Источник: Российская газета, 05.05.16
Автор: Баршев В.
< Предыдущая | Следующая > |
---|