С заботой о «подснежниках»
В конце апреля Госдума рассмотрит поправки, которые позволят автовладельцам покупать краткосрочные полисы ОСАГО без предъявления талона техосмотра. Это позволит «разрубить» замкнутый круг, в котором оказались водители с просроченным талоном и без полиса.
Прежде всего речь идет о машинах, которые зимой владельцы не эксплуатируют, а также о покупателях подержанных автомобилей.
По статистике, весной количество автомобилей на дорогах возрастает в среднем на 20–30%. По оценке экспертов, немалую часть «прибавления» обеспечивают так называемые «подснежники» – машины, владельцы которых предпочитают в зимний период стоять на приколе. Как правило, так поступают пенсионеры, использующие авто в основном для поездок за город, на дачу. Есть и еще одна, не слишком многочисленная, категория «сезонных» водителей – это хозяева люксовых машин, не приспособленных для эксплуатации в условиях суровой русской зимы (кабриолеты). Впрочем, зимой эти водители ездят на других автомобилях.
Весной традиционно отмечается рост числа ДТП и, в связи с этим, увеличение количества обращений в страховые компании за выплатами. Одни эксперты «винят» в этом автовладельцев, которые поспешили «переобуть» машину и не учли коварства утренних заморозков. Другие указывают на рулевых «подснежников», потерявших за долгую зиму навыки управления транспортным средством. Наконец, косвенной причиной учащения ДТП весной может стать «расшатавшееся» за зиму «здоровье» автомобиля. Порой только на дороге выясняется, что потек тормозной цилиндр, капает масло или «закисли» фары.
Нынешняя весна подкинула владельцам «подснежников», а также их возможным оппонентам в случае ДТП новую проблему. По словам председателя комитета по автострахованию Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Александра Баклушина, «сезонные» автовладельцы нередко покупают полисы ОСАГО сроком на 3–6 месяцев – то есть только на время активной эксплуатации автомобилей. Но с этого года автовладелец не может получить полис без предъявления талона техосмотра. А без полиса, как известно, легальный путь на дорогу заказан. Если же срок действия талона истек, автовладелец оказывается в безвыходном положении: можно сколь угодно долго уверять страховщика, что техосмотр «будет пройден завтра», но заветный полис никто не выпишет – во всяком случае, не нарушив закон.
В таком же положении оказались и те, кто забыл или не знает о новшествах законодательства, или купил «бэушный» автомобиль не в официальном салоне, а на многочисленных рынках или по частному объявлению. Весной, отмечают эксперты, количество желающих купить недорогую машину на лето значительно увеличивается. Закон дает возможность таким покупателям пройти техосмотр и получить полис ОСАГО в течение 10 дней после покупки. Но если владелец подержанного авто в этот период станет виновником дорожной аварии, то пострадает его законопослушный оппонент с полным пакетом документов. Можно только представить, каких усилий ему будет стоить выбивание через суд денег на ремонт с виновника, оказавшегося без полиса.
Как отмечает замдиректора московского филиала страховой компании Александр Годин, по России автовладельцев без талона техосмотра и полиса ОСАГО – не менее 5%, в Петербурге – порядка 3%. По словам Александра Баклушина, единственный законный выход для них – вызывать эвакуатор и везти машину на техосмотр, а потом отправляться за полисом. Услуга дорогая – средняя стоимость вызова эвакуатора по Петербургу составляет пять тысяч рублей. Поэтому многие выезжают на дорогу на свой и чужой страх и риск.
За отсутствие полиса автовладельца могут штрафовать хоть на каждом перекрестке на сумму до 800 рублей. Такая ситуация, признают страховщики, вынуждает водителей получать «криминальные» талоны техосмотра и не менее «грязные» полисы у нечистых на руку дельцов.
В ближайшее время законодатели, замесившие столь крутое тесто для «баранок», планируют исправить эту ошибку. На 24 апреля в Госдуме назначено рассмотрение законопроекта, который предполагает возможность получения полиса ОСАГО сроком действия на 15 дней без предъявления талона техосмотра. Страховщики расценивают эти поправки как логичный выход из сложившейся патовой ситуации. Независимые специалисты более осторожны: вопрос в том, во сколько автовладельцу обойдется «временный» полис.
Автомобильный эксперт Дмитрий Попов отмечает, что сейчас страховщики успешно зарабатывают на продаже полисов ОСАГО со сроком действия 3–6 месяцев. Например, полугодовой полис обходится не в половину стандартного годового документа, а в 70% от его цены. Можно предполагать, что и цена двухнедельного полиса не будет равна одной 24-й размера базовой ставки.
С одной стороны, говорит Дмитрий Попов, это обоснованно: наверняка найдется масса людей, которые подумают: «а зачем мне проходить техосмотр, если каждые две недели я могу покупать новый полис, и ничуть за это не переплачивать». С другой стороны, если страховщики взвинтят цены на краткосрочные полисы, то вынужденные приобретать их автовладельцы, по сути, окажутся в еще более бесправном положении.
По мнению Попова, в стоимости краткосрочного полиса необходимо найти «золотую середину», которая не ущемила бы права автовладельцев. Но при этом не вызывала бы у них желания превращать временное в постоянное. Эксперт считает, что предотвратить это поможет введение ограничения на количество «коротких» полисов, которые автовладелец может получить в течение года.
«По моему мнению, двухнедельный полис может выдаваться не чаще двух раз в год», – резюмирует эксперт. Дмитрий Попов добавляет, что введение таких ограничений невозможно без создания единой базы автостраховщиков по полисам ОСАГО, поскольку в противном случае полис можно будет получать когда угодно и у кого угодно.
Источник: БалтИнфо, 11.04.12
Автор: Беляева А.
< Предыдущая | Следующая > |
---|