Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) рассматривает три варианта компенсационных механизмов в страховании, сообщила замруководителя службы Юлия Бондарева на пресс-конференции в понедельник.

 

По ее словам, в настоящее время обсуждается ряд механизмов гарантирования возмещений клиентам страховых компаний. В первую очередь это относится к страхованию жизни, в котором вопрос доверия клиентов является основополагающим. Кроме того, ведется обсуждение возможности создания компенсационных механизмов в страховании автокаско.

Как отметила замглавы ФСФР, вопрос компенсаций в страховании должен касаться в первую очередь тех видов бизнеса, где выгодоприобретателем выступают физические лица и представители малого и среднего бизнеса.

По ее словам, в настоящее время в работе находятся три варианта создания компенсационных механизмов. Первый из них – создание компенсационного фонда по аналогии с фондом Российского союза автостраховщиков (РСА). Как пояснила Ю.Бондарева, при таком варианте средства фонда могут находиться в саморегулируемой организации, которая будет отвечать за выполнение обязательств пред клиентами.

«Опыт выплат в ОСАГО, реализуемый РСА, показал себя довольно успешно, поэтому подобный вариант можно было бы распространить и на другие виды страхования», – отметила она.

Замглавы ФСФР также добавила, что существует возможность передачи средств фонда в управление профучастникам, например какой-либо управляющей компании. Тогда будет обеспечена равноудаленность средств фонда от всех страховщиков.

Вторым вариантом является использование системы взаимного страхования в структуре Общества взаимного страхования (ОВС). «Это довольно интересная модель, которая, например, реализуется в Германии, при этом по российскому законодательству ОВС подконтрольны ФСФР», – сказала Ю.Бондарева.

Третий вариант, по ее словам, предусматривает участие государства в системе компенсационных гарантий по аналогии с механизмом, используемым Агентством по страхованию вкладов (АСВ). При этом по мере развития рынка доля участия государства могла бы сокращаться. Как добавила Ю.Бондарева, механизм АСВ очень хорошо показал себя в период кризиса на банковском рынке, поскольку люди не спешили забирать свои средства из кредитных организаций, зная, что они обеспечены гарантиями.

Любые варианты гарантий могут обсуждаться только при условии соблюдения страховщиками требований к размещению средств страховых активов и резервов, которые не должны быть «дутыми», подчеркнула заместитель руководителя службы. В частности, в автостраховании может возникнуть соблазн низкими ценами и демпингом заманить клиента, а выплаты возложить на добросовестных участников рынка. В связи с этим первоочередной является задача создания института страховых актуариев, которые бы оценивали неразорительное для страховщиков соотношение тарифов к резервам.

При этом она не считает возможным введение системы регулирования государством тарифной политики страховщиков, что полностью исключит рыночные механизмы в данном виде страхования.

Как подчеркнула Ю.Бондарева, в настоящее время в Госдуме находится целый блок поправок, которые позволят надзору лучше контролировать структуры активов и резервов страховщиков, а также предусматривают систему страховых актуариев. В весеннюю сессию служба надеется успеть обсудить в Думе возможность введения компенсационных механизмов.

Источник: Финмаркет, 09.04.12