Две стороны электронного полиса
Страховое сообщество готовится устроить электронную революцию в российском коммерческом обороте. С 1 июля 2015 года у автовладельцев появится возможность заключить договор ОСАГО, который будет иметь вид электронного документа. А уже сегодня идет серьезное обсуждение планов развить успех этого начинания введением электронного полиса страхования жизни.
«Почему-то при соответствующем законодательном акте (поправки в закон об ОСАГО 2014 года – прим. РАПСИ) жизнь была исключена. Сейчас есть поручение – жизнь восстановить», – заявил на днях президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.
По мнению заместителя председателя правления страховой компании «СОГАЗ» Дамира Аксянова, именно анахронизм российского законодательства в отношении Интернета мешает развитию онлайн-страхования в нашей стране. До недавних пор в России вообще не существовало законодательных норм, регламентирующих электронный документооборот между страховщиком и клиентом.
Однако электронный полис ОСАГО может послужить важным прецедентом и исполнить роль локомотива для оперативного перевода всего комплекса страховых услуг в онлайн-режим. Юргенс, повторимся, утверждает, что электронные полисы планируются и для других страховых продуктов. Сейчас же практикуются следующие виды онлайн-страхования: каско, ОСАГО (с 1 июля 2015 года), страхование туристов, имущества, страховка от несчастных случаев, а также страхование профессиональных спортсменов.
Новация, вероятно, позволит развить в России рынок так называемого коробочного страхования (полисов, который заранее имеют определенную цену и фиксированные лимиты страхового возмещения), который стал популярен на Западе после распространения там онлайн-продаж в автостраховании.
В Европе электронная страховка почти полностью вытеснила традиционный формат во многом именно благодаря такого рода услугам.
Например, в Великобритании функционируют страховые онлайн-магазины-агрегаторы, которые дают возможность клиенту сравнить предлагаемую стоимость полисов у разных компаний. После этого покупатель может выбрать наиболее подходящую страховку и приобрести ее в режиме реального времени.
Для того чтобы купить полис ОСАГО в онлайне, понадобится только лишь зайти на сайт страховщика, указать минимум необходимых данных (класс и мощность автомобиля, водительский стаж автовладельца и т.д.). И после того как система проверит информацию в единой базе клиентов и рассчитает стоимость страховки, останется только оплатить полис любыми удобными автовладельцу способами – банковской картой, с помощью расчетных систем типа Яндекс.Деньги или Webmoney, либо другим удобным способом. Весь процесс, как нетрудно догадаться, займет не более 10–15 минут.
Сам полис клиент получит по e-mail. При этом совершенно необязательно его распечатывать и ставить подпись. Электронный полис скрепляется усиленной квалифицированной цифровой подписью и считается полным аналогом бумажного/пластикового документа, имея схожую с бумажным юридическую силу.
Плюсы
Среди преимуществ онлайн-страховок можно отметить меньшую захламленность салона автомобиля: ведь отпадает необходимость возить с собой бланк документа.
Среди других плюсов:
– экономия времени. Купить такое ОСАГО можно будет на сайтах страховых организаций и на других интернет-сервисах. Автомобилисту не понадобится ехать к страховщику и включаться в бумажную волокиту;
– ожидаемое снижение цены полиса. Такой прогноз дают эксперты, основываясь на том, что в процессе его оформления задействовано меньшее количество людей, не нужно выплачивать комиссионные вознаграждения, компании нет необходимости в ведении бумажного документооборота и доставке этих бумаг;
– исключение угрозы мошенничества. Фальсифицировать информацию в электронной базе весьма затруднительно, и уж точно гораздо сложнее, чем приобрести поддельный полис на бумажном носителе;
– решение проблемы навязывания страховыми компаниями дополнительных услуг.
Минусы
Среди потенциальных минусов можно отметить разве что угрозу неготовности некоторых государственных органов к работе с современными технологиями. Успех реализации проекта «Электронный полис» находится в прямой зависимости от информационного взаимодействия с рядом министерств и ведомств: в частности, МВД, ФМС, ФНС, Минсельхозом. В конце апреля СМИ опубликовали сведения, что госорганы не успевают к 1 июля интегрировать свою информационную базу с автоматизированной системой Российского союза автостраховщиков.
Если страховщикам не удастся согласовать меры информационного взаимодействия со всеми министерствами, то, по оценкам экспертов, около 20–30% российских автомобилистов временно не смогут приобрести полисы ОСАГО через Интернет. Это, в первую очередь, юридические лица; те, кто впервые покупает машину; а также те граждане, кто желает сменить страховщика.
Однако тот факт, что услуга «электронный полис» появится у всех российских страховщиков уже через месяц с небольшим (в том или ином объеме), гарантируют поправки к закону об ОСАГО, принятые в июле 2014 года: все страховые компании должны с 1 июля 2015 года предоставлять возможность приобретения электронного полиса ОСАГО на своих сайтах.
Всех опрошенных РАПСИ экспертов удивили причины, которые чиновники приводят в обоснование необходимости отсрочки. Например, боязнь ошибок в оформлении полисов из-за отсутствия страховой истории. Это полный абсурд, поскольку ни один полис не может быть заключен без подтверждения страховой истории клиента через АИС КБМ РСА.
Настолько же беспочвенны опасения об увеличении случаев мошенничества и др. – электронная база уже готова и она, как раз-таки, исключает такие угрозы (что подтверждает мировой опыт).
А значит, есть все основания ожидать, что госорганы найдут в себе силы и ресурсы для полноценной поддержки проекта уже с первого дня вступления в силу поправок. Тем более что ответственное введение электронных продаж было одним из требований регулятора к рынку.
Центробанк рассчитывает, что появление ОСАГО в Сети предотвратит случаи создания искусственного дефицита полисов в убыточных регионах. Хочется надеяться, что госорганы не станут создавать препоны для реализации такой важной социальной задачи.
Источник: РАПСИ, 25.05.15
< Предыдущая | Следующая > |
---|