Эксперты разбирают, что даст увеличение лимита ответственности до 400 тысяч рублей.

Больше 10 лет – с 2003 года – не менялся базовый тариф ОСАГО. Но и водители по-прежнему могут рассчитывать лишь на компенсацию в 120 тысяч рублей при аварии. Все отмечают, что этой суммы уже не хватает – у какого-нибудь «Мерседеса» фара и крыло стоят дороже.

Сейчас Госдума обсуждает поправки в закон о страховании гражданской ответственности. Депутаты предлагают поднять сумму возмещения ущерба до 400 тысяч рублей. С одной стороны, это именно то, чего хотят автомобилисты. С другой – стоимость полиса тоже может возрасти. Осталось понять, какой ценник на страховку будет действительно честным.

– Нам удалось собрать информацию о страховых премиях и выплатах по ОСАГО для 95% компаний на рынке, – рассказал представитель СК «Альянс» Дмитрий Попов. – Эти данные позволили провести анализ рентабельности бизнеса. Кроме этого, эксперты посчитали, во сколько должен обойтись новый полис на 400 тысяч рублей.

Поначалу результаты кажутся неутешительными: страховка может подорожать почти на 70%. Я постарался разобраться, откуда получилась эта цифра и что водители получат взамен.

По мнению актуариев, базовая ставка – отсюда берутся деньги на ремонт самого авто – должна подорожать на 28,3%. Здесь все понятно: было 120 тысяч, стало 400 – полис тоже прибавил в весе.

Но откуда берутся остальные проценты? Еще 24,2% приходятся на увеличение лимитов выплат за ущерб здоровью. В поправках к закону об ОСАГО появится четкая схема, какая компенсация положена при тех или иных травмах. За сломанное ребро страховщики заплатят одну сумму, за разбитый нос – другую. Раньше такого перечня не существовало. Поэтому-то и реальные выплаты после аварии увеличатся.

Последние 11,7%, на которые может подорожать полис, относятся скорее к нынешним правилам. По мнению страховщиков, на этот процент стоимость ОСАГО надо поднять уже сейчас.

Поначалу Центробанк – окончательно утверждает тарифы «автогражданки» именно он – скептически отнесся к полученным исследованиям.

– Если честно, мы побоялись, что аналитики слишком давно работают с Союзом автостраховщиков. Как бы это не сказалось на объективности, – признался представитель Центробанка Роман Точилин.

В итоге финансовый регулятор заказал свое исследование у независимой британской компании Towers Watson. И иностранные специалисты пришли практически к тем же самым выводам. По их оценкам, тариф должен вырасти до 30,9%. Сомнений в правильности расчетов Towers Watson у Центробанка, по заверениям Романа Точилина, не возникает.

По мнению страховых компаний, подорожание полиса – не главное. Больше всего рынку не хватает единой методики оценки ущерба. Сейчас каждую разбитую машину рассматривают индивидуально. В одном случае хозяину могут дать больше, в другом – меньше.

Когда автомобилист не согласен с оценкой, он отправляется в суд. Тут-то собака и зарыта. В нашей стране появилось целое сословие «автоюристов». Они зарабатывают деньги на процессах против страховых компаний.

Главная беда в том, что адвокаты советуют водителям идти в суд даже без первичного обращения в страховую! Разбирательство дела может пройти без представителя организации, выдавшей полис ОСАГО.

– Такие заочные судебные рассмотрения нам очень вредят, – рассказал Дмитрий Попов. – В законе должно быть прописано, что водитель обязан сначала обращаться к своему страховщику. А к Фемиде надо идти, если человек не согласен.

Единая методика оценки ущерба должна сгладить углы. Если все участники рынка будут играть по общим правилам, это упростит дело. Но компенсация должна быть справедливой.

Владелец старого «Москвича» не может при ремонте получить такую же сумму, как за новую иномарку. Хотя уровень износа депутаты Госдумы хотят ограничить 40%. В самом плохом случае больше чем на этот процент компенсация не уменьшится.

Власти собираются принять новый закон об ОСАГО до летних каникул. Но у поправок остается много спорных моментов. Может быть, окончательное рассмотрение документа стоит отложить до осени.

Источник: Комсомольская правда, 23.06.14

Автор: Адамович О.