Проблемы ОСАГО глазами страховщика и страхователя
Павел Бунин, президент Российского союза автостраховщиков:
– В ОСАГО несколько проблем. Первая – распространение на него закона «О защите прав потребителей», который по своей сути ориентирован на регулирование простых товарно-денежных отношений. Страхование же – сложная услуга, которая распространяется не только на ее покупателя, но и на потерпевшего, тут задействованы независимые эксперты, автосервисы. Мы имеем дело с попыткой расширительного толкования закона. В законе об ОСАГО уже предусмотрена защита прав потребителей, прописана система санкций в отношении игроков – например, за несоблюдение сроков выплат.
Другая проблема – отсутствие единой методики определения размера ущерба. К сожалению, за 10 лет существования рынка ОСАГО ее так и не разработали. Это порождает множество споров. Тут же находятся юристы, которые используют эту неоднозначность. Уже порядка 20% выплат по ОСАГО урегулируется через суды.
Зачастую компании в этих спорах не участвуют и узнают о страховом случае из исполнительного листа. Необходимо ввести обязательный досудебный порядок предъявления требования к страховщику или к РСА, что вместе с единой методикой сделает бессмысленным обращение потерпевшего в суд, ведь размер возмещения, взыскиваемого судом, будет равен выплачиваемому в добровольном порядке.
В последние годы получили распространение договоры переуступки прав требования, когда юридические лица выкупают у граждан право требования возмещения по определенному убытку и обращаются с ним в суд. Суды в буквальном смысле перегружены такими исками. По мнению РСА, потерпевший, не обращаясь предварительно к страховщику за выплатой, увеличивает расходы компании, что не предусмотрено тарифами. С другой стороны, потерпевший не выигрывает в данной ситуации, так как его право требования к страховщику выкупается по цене, которая ниже страхового возмещения. Таким образом, единственный, кто выигрывает, – юридическое лицо, выкупившее права потерпевшего. В связи с этим РСА предлагает законодательно запретить цессию в рамках ОСАГО.
Николай Тюрников, президент Ассоциации защиты страхователей:
– Главная проблема ОСАГО – тотальные недоплаты. Они выявляются при каждой передаче расчета страховщиков независимому эксперту. Часто это 50% или даже 70%. Как в таком случае починить машину? Никак. Отсюда тотальное недовольство ОСАГО.
Корень проблем – жадность страховых компаний в ущерб интересам потребителей, а их в ОСАГО 140 млн, так как каждый, даже не автомобилист, может стать потерпевшим и столкнуться с необходимостью получения выплаты. Страховщики же не тратят усилий на решение перспективных задач – повышение доверия к страхованию, ставя перед собой лишь краткосрочные – извлечение максимальной прибыли.
Перевод принятия заявлений и перенос центров урегулирования убытков для «чужих» клиентов в другие города, который начали практиковать ряд компаний, – дикость. Страховщики явили миру новые формы взаимодействия с потребителями. Такие действия, как и навязывание услуг в ОСАГО, снизят и без того невысокий уровень доверия к страховым компаниям и страхованию в целом. А ведь это цивилизованный и эффективный способ защитить свои имущественные интересы.
Тарифы в ОСАГО должны быть справедливыми, и каждый должен платить за свой риск. Аккуратный, законопослушный водитель должен платить меньше, чем агрессивный нарушитель. По нормам ОСАГО 77% сборов должно идти на выплаты. В
Лимиты по ОСАГО нужно повысить с нынешних 120000 по «железу» и 160000 руб. по здоровью до 400000 и 500000 руб. Это только на первом этапе.
Поэтому сейчас есть основания только для уменьшения тарифов по ОСАГО, а не для повышения, как грезят страховщики. Но если страховые компании научатся платить добросовестно, а их клиенты будут просто обмениваться визитками на месте ДТП и разъезжаться, будучи уверенными, что весь ущерб возместят страховые компании, то за такое страхование многие будут готовы заплатить больше на 20–30%.
Источник: Ведомости, №170, 17.09.13
< Предыдущая | Следующая > |
---|