Штрафы раскроили под страховщиков
Госдума приняла во втором чтении поправки о страховых штрафах. Они стали разнообразнее и крупнее – потолок поднят с 700 тыс. руб. до 1 млн руб. Также компании теперь можно будет штрафовать за волокиту в делах о выплате и самих выплатах. Самим страховщикам отказали в идее освободить обязательные виды страхования от закона «О защите прав потребителей», сохранив правило о неустойках в 3% в день. Если бы эти поправки уже работали, недобросовестные страховщики в 2012 году пополнили бы бюджет на 74 млрд руб. – более половины сборов по ОСАГО.
Поправки о страховых штрафах неожиданно оказались в пакете изменений в закон о товарных биржах и биржевой торговле. У депутатов есть такая практика: для быстрого принятия поправки включать ее в не совсем отраслевой законопроект. В результате вчера во втором чтении была одобрена новая статья КоАП «Нарушения субъектами страхового дела требований страхового законодательства».
Она предполагает для страховщиков следующие штрафы: до 200 тыс. руб. (для компании) и до 20 тыс. руб. (для ее руководителя) за непредоставление в ЦБ изменений в документах, по которым получена лицензия; до 200 тыс. руб. и 40 тыс. руб. соответственно – за нарушение срока рассмотрения заявления о выплате и за срыв сроков самой выплаты. Кроме того, за неисполнение требований по соотношению активов и принятых обязательств предусмотрен штраф для должностных лиц – до 40 тыс. руб., за несоответствие по резервам на должностных лиц – до 30 тыс. руб., на юридических лиц – до 500 тыс. руб., за попытки препятствовать проверкам ЦБ – до 1 млн руб. Сейчас (с 2012 года) страховой регулятор (ФСФР) штрафует страховщиков только за отсутствие ответа на запрос и срыв сроков по доставке отчетности. Действующая вилка штрафов – 500–700 тыс. руб.
При этом, одной рукой вводя штрафы, законодатель убрал из поправок в основной закон рынка «Об организации страхового дела в РФ» положение о неустойке. Вчера во втором чтении была принята редакция закона без поправки об 1% неустойки в день от премии за срыв срока принятия решения об отказе в выплате и 1% неустойки за каждый день просрочки выплаты. Но одновременно исчезли и поправки об освобождении страховщиков, занимающихся обязательным видом страхования, описанным отдельным законом (ОСАГО, ОСОПО и проч.), от требований закона «О защите прав потребителей».
Таким образом, должна сохраниться текущая практика, по которой по закону «О защите прав потребителей» клиенту полагается неустойка в размере 3% за каждый день просрочки от страховой премии, компенсация морального вреда, штраф 50% от всей удовлетворенной судом суммы, а также судебные издержки за проведение экспертизы и представительство в суде.
«Рынок готов к тому, что регулирование поменяется, – говорит вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. – Нас регулировали, опираясь на основной профессиональный закон, а ЦБ предпочитает опираться и на свои инструкции и положения». По его словам, дифференциация штрафов сделает правила игры четче и понятнее: «Ранее формулировки были менее закрытыми, проверяющий мог трактовать их широко, сейчас это будет сделать сложно». Но попадание под потребительский закон вызывает у страховщиков недоумение. «Государство уже определило правила игры законом, – заявил «Ъ» господин Соломатин. – Что еще сверх этого надо?»
Юристам же дифференциация штрафов и отказ от неустойки не нравится, они видят в этом удвоение наказания: так, ситуация с невыплатой будет наказываться законом «О защите прав потребителей» и штрафами ЦБ. По подсчетам главы юрфирмы «Главстрахконтроль» Николая Тюрникова на основе статистики Верховного суда о 311 тыс. страховых споров в судах в 2012-м, по новым поправкам страховщики за год заплатили бы до 62 млрд руб. штрафов (компании) и до 12 млрд руб. (должностные лица). Для сравнения, годовые сборы по ОСАГО в 2012-м составили 121,4 млрд руб.
«Возможность штрафовать страховщиков за неисполнение обязательств по договорам нужно в полной мере оставить за клиентами компаний, – заявил «Ъ» господин Тюрников. – В руках чиновников это лишь создаст дополнительные возможности для злоупотреблений, а потребители вновь окажутся без защиты». «Дифференциация размера штрафных санкций и расширение составов – давняя инициатива ФСФР, – заявили «Ъ» в службе. – Градация размеров штрафов в зависимости от тяжести нарушения – необходимая мера, способствующая развитию страхового рынка».
Источник: Коммерсантъ, №114, 03.07.13
Автор: Гришина Т.
< Предыдущая | Следующая > |
---|