– Как специалисты в области страхования оценивают инициативу внедрения экологического страхования в нашей стране? Насколько это своевременно и правильно?

– С точки зрения рационального природопользования и охраны окружающей среды этот вопрос давно назрел. Особенно в связи с вступлением нашей страны в ВТО и повышением негативного воздействия на окружающую среду, появлением новых экологических вызовов – климатические изменения, необходимость ликвидации накопленного экологического ущерба и др., требуются новые подходы и механизмы для решения экологических проблем.

За последнее время произошли значительные изменения в развитии международного и национального гражданского, природоохранного законодательства, направленные на внедрение экономических методов регулирования в сфере охраны окружающей среды. Практически во всех странах, крупнейших торгово-экономических партнерах Российской Федерации, была серьезно пересмотрена и ужесточена ответственность хозяйствующих субъектов за причинение вреда объектам окружающей среды (объекты животного и растительного мира, природные комплексы, поверхностные водные объекты, почвы). В Европейском союзе в 2004 году была принята Директива 2004/35/СЕ «Об экологической ответственности в отношении предотвращения и ликвидации вреда окружающей среде», устанавливающая ответственность загрязнителя за проведение предупредительных мероприятий и предоставление финансовых гарантий на случай причинения вреда окружающей среде, где страхование рассматривается как наиболее удобный и универсальный инструмент. В европейских странах экологическое страхование становится неотъемлемой частью экологического управления рисками на промышленных предприятиях, что позволяет регулировать ряд экологических проблем, связанных как с управлением на производстве, так и с ответственностью за загрязнение объектов окружающей среды. По оценкам экспертов, 90–95% европейских промышленных предприятий страхуются от возможных экологических рисков. В США требования о финансовых гарантиях, в том числе страхового покрытия на случай нанесения вреда объектам окружающей среды, содержатся во всех основных природоохранных актах.

Такая же тенденция в развитии законодательства прослеживается и в государствах – участниках СНГ. 3 декабря 2009 года Межпарламентской Ассамблеей стран СНГ принят Модельный закон Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде», гармонизированный с вышеуказанной Директивой. Экологическое законодательство ряда государств – участников СНГ содержит положения об экологическом страховании. В 2002 в Республике Азербайджан был принят «Закон об обязательном экологическом страховании»; в 2005 г. в Республике Казахстан принят закон «Об обязательном экологическом страховании»; президент Туркменистана подписал постановление о введении с 1 марта 2013 года обязательного экологического страхования.

Рядом российских нормативно-правовых актов, в первую очередь Федеральным законом от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», заложены основы для развития в Российской Федерации обязательного экологического страхования. Опыт реализации положений некоторых нормативно-правовых актов федерального уровня, субъектов Российской Федерации в части возмещения экологического вреда, предоставления финансовых гарантий на случай нанесения такого вреда, таких как законы от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 29.11.1996 г. №147-ФЗ «О космической деятельности», от 30.04.1999 г. №81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» и других, подтверждает, что экологическое страхование может стать наиболее универсальным и перспективным инструментом обеспечения экологической безопасности и гарантированного возмещения вреда окружающей среде.

Здесь необходимо отметить, что целью введения механизма экологического страхования является в первую очередь защита интересов хозяйствующих субъектов в связи с их обязательствами по возмещению экологического вреда, причиненному негативным воздействием хозяйственной деятельности на окружающую среду и обеспечению экологической безопасности, а также создание условий для предупреждения возникновения загрязнения окружающей среды и ликвидации его последствий.

С другой стороны, страхование экологических рисков – это действенный инструмент защиты интересов общества в случае, если хозяйствующий субъект недостаточно эффективно осуществляет деятельность по снижению риска нанесения ущерба окружающей среде, а также в случае банкротства предприятия или, например, предъявления исков на возмещение вреда, которые превышают финансовые возможности предприятия.

Одновременно страхование экологических рисков выступает как инструмент, способствующий социально-экономическому развитию страны, стимулирующий хозяйствующие субъекты к применению энергосберегающих и экологически чистых технологий. Система страховых тарифов в экологическом страховании должна стать стимулирующим фактором в целях внедрения на предприятиях наилучших существующих технологий и проведения предупредительных природоохранных мероприятий. Дифференцированный подход к страхователям при определении страховой суммы, исходя из которой устанавливаются размер страховых взносов и размер страховых выплат при наступлении страхового случая, должен также учитывать деятельность страхователя по снижению риска нанесения ущерба окружающей среде.

– Готовы ли страховые компании предоставлять такую услугу или же нужны специальные страховые компании?

– Многие российские страховые компании осуществляют страхование рисков в сфере природопользования и охраны окружающей среды в добровольном порядке. Вряд ли необходимы для осуществления такого страхования специализированные страховые организации. С другой стороны, специалистам в этой области необходимы глубокие знания природоохранного законодательства и практики, методических документов и методологии по оценке причиненного экологического вреда, уровня экологической безопасности объектов, проведению экологического аудита и экспертизы, их увязки с гражданским и природоохранным законодательством. В этой связи показателен совместный эксперимент Ассоциации экологического страхования, Федерального центра судебной экспертизы при Минюсте РФ и РУДН по проведению 2-недельных курсов по переподготовке кадров страховых организаций для целей судебно-экологической экспертизы и экологического страхования.

– Кто и каким образом должен будет проводить экспертизу страхового случая?

– Наряду с информацией федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления, а также данными государственного экологического мониторинга, важным инструментом обследования предприятий и организаций для целей экологического страхования является экологический аудит.

Экологический аудит проводится в целях:

– подготовки договоров экологического страхования;

– определения размера вреда окружающей среде при наступлении страхового случая;

– разработки плана восстановительных мероприятий;

– разработки планов предупредительных мероприятий для снижения экологических рисков;

– предъявления и судебного рассмотрения исков к предприятиям по поводу загрязнения окружающей среды.

В разрабатываемом проекте Федерального закона «Об обязательном страховании ответственности за вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности» экологическому аудиту отводится важное место наряду с другими инструментами определения и оценки экологических рисков, используемыми как на этапе подготовки и заключения договоров страхования, так и урегулирования наступивших убытков.

Что касается наступления страхового случая, то при причинении вреда окружающей среде и здоровью населения необходимо проводить специальные исследования. Такие исследования могут включать:

– замеры на источниках выбросов (сбросов), исследование образцов отходов;

– замеры загрязнения окружающей среды в зоне потенциального воздействия аудируемого субъекта;

– изучение состояния растительности, животного мира, экосистем и здоровья населения в зоне потенциального воздействия аудируемого субъекта и другие аспекты. Для проведения специальных исследований могут быть привлечены аккредитованные лаборатории для определения состояния окружающей среды.

– Экологическое страхование – насколько оно выгодно страховым компаниям?

– Это новый, относительно неразвитый сегмент страхового рынка и, как следствие, – представляет собой возможность для расширения поля деятельности для страховых организаций. По мере развития природоохранного законодательства, роста экологической культуры и повышения ответственности природопользователей за экологические результаты своей деятельности будет расти число страхователей. Однако существуют опасения, что в этом виде страхования возможны значительные страховые выплаты в случае реализации масштабных экологических рисков. Как показывает практика, можно, конечно, говорить об отдельных резонансных случаях, когда экологический ущерб оценивается в миллионы и десятки миллионов рублей. Однако в общем в исковой практике средний объем предъявляемых на возмещение исков и претензий в области природопользования и охраны окружающей среды вряд ли может повлиять на финансовую устойчивость страховых организаций, и они смогут осуществить их покрытие. Вместе с тем, конечно, необходимо создание специальной системы обеспечения финансовой устойчивости проведения страховых операций по этому виду страхования.

Источник: Парламентская газета, 30.05.13

Автор: Бурда Д.