Профессиональные споры о судьбе тарифов по ОСАГО на прошлой неделе перешли в более эмоциональную фазу. Страховщики ОСАГО получили два удара от представителей власти.

Во-первых, делегатов от госведомств не было на годовом собрании Российского союза автостраховщиков (РСА). Во-вторых, первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил в четверг публично, что требования страховых компаний повысить тарифы по ОСАГО являются попыткой давления на правительство и Госдуму.

«Мне кажется, что это была не очень удачная попытка давления на правительство и Государственную Думу и какой-то такой неумелый шантаж. Шантажировать бессмысленно, надо с нами разговаривать языком цифр», – сказал И.Шувалов на брифинге в четверг, добавив, что, по его информации, ситуация не такая, о какой говорят страховые компании.

При этом он уточнил, что этому давлению поддаваться не стоит: «Мы должны провести точные расчеты, понимать, сколько операции по ОСАГО приносят доходов страховым компаниям, вводят ли их в зону риска, создают ли для них какие-то дополнительные убытки».

Страхи страховщиков

Эксперт рынка ОСАГО в беседе с «Интерфаксом» напомнил, что прошлогодние расчеты по тарифам проводились актуариями, привлеченными РСА. Параллельно расчеты проводились и Минфином РФ. В результате ведомство пришло к выводу о необходимости повысить базовый уровень тарифов на 25%.

Представитель одной из крупных страховых компаний на рынке ОСАГО счел непоследовательной позицию самого Минфина, который после проведения всех расчетов сначала сказал о необходимости повышения тарифов в связи с повышением лимитов ответственности и целям рядом иных законодательных инициатив, а спустя несколько месяцев отказался от своей позиции. Весной этого года заместитель министра финансов Алексей Моисеев на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку при подготовке проекта поправок к первому чтению заявил, что реализация правительственных предложений о повышении лимита ответственности до 500 тыс. рублей по ущербу жизни и здоровью и до 400 тыс. рублей по имущественному ущербу повышения тарифов в ОСАГО не требует.

При этом, по словам собеседника «Интерфакса», позиция Минфина все-таки не такая жесткая, как, к примеру, позиция депутатов по вопросам ОСАГО. «Страховщики ОСАГО и Минфин инициируют отсрочку в обсуждении вопроса по существу, чтобы к нему мог подключиться мегарегулятор, который находится в настоящее время в процессе организации (планируется, что мегарегулятор будет создан на базе Банка России в августе этого года – ИФ). Логично было бы отложить дискуссию по тарифам на осень. Однако настроения депутатов, на рассмотрении которых находится законопроект с поправками в ОСАГО, увеличивающий финансовую нагрузку на страховщиков, как раз противоположные: они спешат принять изменения до конца весенней сессии», – сказал эксперт.

Он добавил, что перед страховщиками ОСАГО все отчетливей негативные перспективы развития событий. «И дело здесь совсем не в скорости принятия новых законодательных положений, не в скорости корректировки тарифов, а в практике судов, которые все чаще принимают решения, резко увеличивающие затраты автостраховщиков – как добровольных, так и обязательных», – пояснил эксперт.

Он напомнил, что на оба моторных вида страхования по итогам прошлого года пришлось почти 40% сборов.

«Мы не знаем, как пережить последствия рекомендаций Верховного суда прошлого лета, а готовятся новые, которые опять увеличат убыточность на десятки процентов. Среди предложений Верховного суда есть и абсурдные – заставить страховщиков отвечать за качество ремонта автомобиля, осуществленного автосервисом…», – сказал источник в страховой компании.

Сами виноваты

По мнению главного эксперта «Интерфакс-ЦЭА» Анжелы Долгополовой, впервые за десятилетнюю историю страхования ОСАГО страховщики демонстрируют почти панические настроения. «Уверенность оппонентов в том, что эмоциональные выступления представителей рынка – попытка давления на лиц, принимающих решения, основана, скорее всего, на убеждении в существовании некоего запаса прочности у компаний. Но это может оказаться заблуждением».

Аналитик убеждена, что опорой для таких заключений служит уровень выплат по операциям ОСАГО – чуть выше 50%. С учетом расходов на ведение дел и отчислений в гарантийные фонды коэффициент выплат окажется уже выше 75%, что близко к критической черте (по данным Российского союза автостраховщиков, средняя доходность по операциям ОСАГО за 8 лет составила 3,4%).

Резкий рост недовольства страховщиками ОСАГО справедлив и спровоцирован скупостью их выплатной политики в последние годы, уверена А.Долгополова. «Такая практика началась в годы последнего финансового кризиса, но так и не завершилась», – сказала аналитик.

Однако, полагает она, «установление дисциплины не имеет ничего общего с подрывом финансовой стабильности компаний». Если сторонам не удастся в ближайшее время достигнуть компромисса, страховщики впервые за всю историю страхования в России почувствуют дыхание настоящего кризиса, полагает аналитик. «Если страховщики ОСАГО начнут терять лицензии, компенсационных фондов РСА хватит на 6 месяцев выплат», – полагает А.Долгополова.

Источник: Финмаркет, 27.05.13